В настоящее время бизнес-план занял прочное место в российском бизнесе. Бизнес-план представляет собой документ, который описывает аспекты нового бизнес проекта, анализирует проблемы, с какими оно может столкнуться, а также устанавливает способы их решения. Бизнес-план должен дать правильный ответ на такие вопросы, как возможная стоимость проекта и планируемые доходы. Каждый предприниматель должен знать, сколько будет стоить новый бизнес проект и принесет ли это дело доходы, а если принесет, то когда и какова степень риска? Ответы на эти вопросы и дает правильно составленный бизнес-план. Составление бизнес-плана является первым шагом любого проекта. Разработка такого плана требует не только всесторонней экономической оценки будущего бизнес-проекта профессионалами, но и непосредственного участия самих учредителей компании.
Бизнес-планирование включает такие этапы, как выбор и обоснование вида деятельности, выявление наиболее реальных проектов ее осуществления, экономическую оценку затрат и результатов, обеспечение выполнения запланированных мероприятий, корректировку плановых показателей и уточнение фактической эффективности использования бизнес-проекта.
Как правило:
-бизнес-план ориентируется главным образом на разработку новой стратегии или тактики развития предприятия.
-бизнес-планы разрабатываются на инновационные проекты, четко очерченные временными сроками их выполнения, по истечении которых работа над данным бизнес-проектом завершается.
-основное назначение бизнес-плана состоит в открытии предпринимателями нового дела и получении на выполнение проекта необходимых денежных средств. Поиск надежных инвесторов требует наиболее тщательного обоснования многих финансовых показателей с учетом существующей степени риска не только во внутренней производственно-хозяйственной деятельности, но и во внешних кредитно-финансовых и банковских структурах.
- бизнес-планы разрабатываются непосредственно под руководством и при личном участии предпринимателя - учредителя фирмы. Личное участие каждого бизнесмена-предпринимателя в разработке бизнес-плана своего нового предприятия способствует не только выработке реальной стратегической и оперативной цели, но и обеспечивает в будущем наиболее совершенную организацию выполнения бизнес-проекта на основе соизмерения затрат и результатов.
Содержание бизнес-плана, его состав и степень детализации определяются взаимодействием таких факторов, как вид и объем выпускаемой продукции, величина рыночного спроса и предложения, уровень развития и масштабы производства, источник финансирования бизнеса и платежеспособность предприятия и т.п. Для предварительного технико-экономического обоснования бизнес-проекта, как подтверждает отечественная практика, необходимы следующие рыночные показатели:
-
общие исходные данные и условия выполнения проекта;
-
рынок сбыта продукции и производственная мощность;
-
материальные факторы производства и требуемые ресурсы;
-
местонахождение предприятия и транспортные связи;
-
проектно-конструкторская документация;
-
организация предприятия и накладные расходы;
-
потребность трудовых ресурсов и источники покрытия;
-
планирование сроков осуществления проекта;
-
финансово-экономическая оценка бизнес-проекта.
Приведенные показатели бизнес-плана определяют не только содержание, но и последовательность выполнения необходимых планово-экономических расчетов. Поэтому для качественной разработки бизнес-планов необходима достоверная исходная маркетинговая, производственная, финансовая и другая планово-экономическая информация.
Структура бизнес-плана:
Титульный лист: название и адрес фирмы; имена и адреса учредителей; суть предлагаемого проекта; стоимость проекта.
Вводная часть: основные положения предлагаемого проекта.
Анализ положения дел в отрасли: текущая ситуация и тенденции ее развития; потенциальные конкуренты; предполагаемые потребители.
Существо предлагаемого проекта: выпускаемая продукция; выполняемые работы и услуги; необходимые помещения и оборудование; требуемый административный и производственный персонал; сведения о самом предпринимателе и его партнерах.
Производстенный план: содержание технологического и производственного процессов; предполагаемые субподрядчики и партнеры; стоимость основных производственных фондов; номенклатура и объем выпуска продукции; перечень применяемых материалов; поставщики сырья.
План маркетинга: предполагаемые цены на продукцию; возможные каналы сбыта; реклама продукции; прогноз новых видов изделий; целевые показатели.
Организационный план: форма собственности; сведения о партнерах (пайщиках); мера ответственности партнеров; состав руководящих органов; организационная структура фирмы; распределение обязанностей и функций.
Финансовый план: план доходов и расходов; денежные поступления и платежи; балансовый план; точка самоокупаемости; основные источники денежных средств; порядок использования доходов.
Оценка риска: слабые стороны предприятия; вероятность появления новых технологий; альтернативные стратегии; надежность партнеров и поставщиков.
Приложения: перечень основных документов.
В российском малом бизнесе в последние годы значительно расширилась практика составления бизнес-планов с учетом специфики сегодняшнего дня. Приведем для примера основные разделы бизнес-планов:
-
наименование инвестиционного проекта и его краткое описание;
-
цель проекта и сроки его реализации;
-
срок окупаемости инвестиций;
-
ожидаемые результаты от реализации проекта (прирост производства продукции и прибыли, рост экспорта, повышение качественных характеристик);
-
предполагаемая стоимость проекта (общая стоимость, в том числе привлечение средств из областного бюджета);
-
предельно минимальный срок кредита;
-
форма гарантии возврата ссуды (залог земли, недвижимость, оборудование, страховка);
-
план инвестиций и срок возврата ссуды по месяцам года;
-
основные рынки сбыта продукции и конкуренты;
-
результаты реализации проекта (новые рабочие места, закупка технологии, оборудования);
-
структура себестоимости по основным статьям расходов.